Возможно, вы слышали о Мирабаи… Если нет, то я расскажу вам.

Мирабаи (Мира Бай) — великая святая кришнаитов и поэтесса северной Индии, известная теперь всюду.
Ее годы жизни (1498-1565), хотя эти цифры до сих пор оспариваются учеными.
Она родилась в деревне в штате Раджастан, в окрестностях Мерта. Ее отец был Ратан Сингх потомок Рао Ратора, основателя Джодхпура. Когда Мирабаи было всего три года, странствующий садху пришел в их дом и подарил отцу куклу Кришны. Ее отец оценил подарок как особое благословение и посчитал, что дочь слишком мала для такого подарка и не дал ей куклу. Но Мира была настолько зачарована новойигрушкой, что отказалась от еды, пока ей не разрешили дать куклу Кришну. Эта кукла стала для Миры воплощением живого Кришны и она решила посвятить ему всю свою жизнь. Таким образом, он стал для нее другом, любовником и мужем. На протяжении всей своей нелегкой судьбы она никогда не отказывалась от обещания, данного в раннем детстве.
Однажды, когда Мира была совсем маленькой, она увидела свадебную процессию, идущую по улице и Мира спросила свою мать: «Мама, а кто будет моим мужем?». Мама одобряла религиозную заинтересованность своей дочери и поэтому она шутливым тоном ответила: «У тебя уже есть муж, Святой Кришна». Через весьма короткое время мать Миры скончалась.
В раннем возрасте отец Миры выдал ее замуж за принца Бходж Раджа, который был старшим сыном Рана Санга из Читора. Это была влиятельная индуистская семья и такой брак существенно повышал социальное положение Миры. Но она не интересовалась богатством и спокойно могла обходится и без роскошного дворца ее мужа. Служа мужу покорно, вечерами она отдавалась пению для своего истинного мужа – Шри Кришне. Она настолько самозабвенно пела, что входила в состояние экстаза и транса.
Семья мужа не понимала такой педанности и благочестия Кришне и заставляла Миру поклоняться их семейному божеству — Дурге. Мира отказалась, сказав, что уже посвятила себя и свою жизнь Шри Кришне. Ее семья начала наговаривать на невестку, распространять лживые слухи, но, к счастью для Миры, ее истинная слава и репутация святой уже шла впереди нее на многие регионы. Ее часто можно увидеть в беседах со святыми садху и к ее пению присоединяются обычные люди. Но семья мужа только еще более яростно начинает относится к ней. И вот сестра мужа стала распространять сплетни о том, что Мира якобы развлекает в своей спальне посторонних мужчин. Ее муж присытившись этими слухами, в один день вбегает в спальню своей жены с мечом, но застает ее одну играющую с куклой. Но тем не менее, на протяжении всех этих слухов и похвал, он оставался равнодушным ко всему.
Понемногу слава о святой Мирабаи распространилась по всей северной Индии, ее песни звучали в устах обычных жителей и даже дошли до ушей императора Акбара. Акбар заинтересовался ее духовностью и возжелал с ней поговорить, но как обычно бывает во всех сказках – семья Акбара и семья ее мужа были заклятыми врагами. Тогда Акбар облачился в одежду странника и таким образом пришел услышать пение Мирабаи. Он остался настолько очарованным ее пением и преданностью Лорду Кришне, что уходя оставил на ее ноге бесценное ожерелье. Но слухи о том, что сам император моголов пришел посмотреть и послушать Мирабаи дошли до ее мужа. Он был взбешен и в ярости приказал Мирабаи утопиться в реке, таким образом очистив семью от позора. Мирабаи хотела выполнить приказ мужа и когда уже вошла в реку – ей явился сам Кришна и попросил ее помолиться ему в священном горде Вриндаван. Таким образом, Мирабаи в сопровождении отпраивилась в Вриндаван и там она преданно молилась Кришне. Через какое-то время ее муж раскаялся в своем приказе и поехал во Вриндаван просить ее вернуться, хотя все остальные члены семьи были против.
В скором времени в битве с моголами погибает ее муж, что усугубляет ее положение в семье. Ее свекр Рана Санга в смерти своего сына увидел способ избавиться от невестки и приказывает Мирабаи совершить сати (обряд самосожжения). Но Мирабаи отказывается, аргументируя тем, что ее истинный муж жив (Шри Кришна), не умер и что она не будет этого делать. Все эти жизненные перепетии она рассказывает в своих стихах.
После этого, ее семья все еще пыталась избавиться от Мирабаи. По-началу они делали все, чтобы ее жизнь стала невыносимой. Но никакие физические муки ии ограничения не смогли вытолкать любовь к жизне и любовь к Кришне из ее сердца. В своих стихах Мирабаи описывает, что даважды ее пытались убить. Первый раз с помощью ядовитой змеи, во второй – через напиток, отравленный ядом. Но благодаря защите Бога Кришны – с ней ничего не случилось.
Однако, безжалостные муки ее семьи и враждебность мешала ей поклоняться Кришне. Посоветовавшись со святыми садху и другими, было решено покинуть дворец. Тайком, с несколькими последователями, она сбегает из дворца и отправляется во Вриндаван. Здесь она отдается целиком своим песням и таким образом в экстазе единяется с Богом Кришной. Ее никогда не прильщала жизнь во дворце и роскошь, все что ей хотелось – поклоняться Кришне. Позже она напишет, что считает себя безумной от любви к Кришне и сама себя представляет, как Гопи (Кришна был пастухом, а «Гопи» так называли девочек — пастушек ).

Многое из того, что мы знаем о Мирабаи исходит из её поэзии. Ее поэзия выражает тоску и поиск ее души к единению с Кришной. Некоторые из ее стихов выражают боль разлуки и в других случаях — экстаз от божественного союза. Ее молитвенные стихи (песни) были разработаны, чтобы петь, как бхаджаны, и многие из них до сих пор поются сегодня.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *